ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

Электрооборудование подъемно-транспортных установок,
конвейеры,общие сведения

Конвейеры (транспортеры) — это механизмы непрерывного транспорта, предназначенные для транспортировки различных грузов, готовых изделий продукции внутри цехов и между ними.
К ним относятся конвейеры различного назначения и типов: ленточные, подвесные, роликовые и другие.
Ленточные (рис. 3.3-1).

Тяговым органом является лента (3) текстильная, прорезиненная, стальная или изготовленная из другого материала. Замкнутая лента натягивается на барабаны: ведущий (6) и ведомый (1).
Ведущий барабан приводится во вращение через механическую передачу (5) электродвигателем (4).
Передача может быть цепная или ременная.
Для устранения провисания ленты вдоль нее устанавливаются поддерживающие ролики (2).
Ведомый барабан (1) имеет перемещающиеся по направляющим подшипники (10), связанные с механизмом натяжения (7), который состоит из груза (8) и отводного шкива (9). Подшипники и груз связаны канатом, перекинутым через шкив.
Груз (8) обеспечивает необходимое натяжение ленты в процессе эксплуатации при изменении нагрузки на конвейере.
Для увеличения сцепления между лентой и барабаном его поверхность покрывается резиной, пластмассой или керамикой. Транспортируемое изделие располагается на ленте.
Разновидностью ленточного является пластинчатый конвейер.
Его тяговый орган представляет собой замкнутое пластинчатое полотно, пластины которого прикреплены к тяговым цепям. Тяговые цепи перекинуты через ведущие и ведомые звездочки барабанов, приводимых во вращение электродвигателем.

Подвесные (рис. 3.3-2)

Тяговым органом является цепь (3) или канат, который связан с кареткой (2), перемещающейся в горизонтальной плоскости непрерывно. Цепь через звездочку приводится в движение электродвигателем приводной станции.
Перемещаемые грузы подвешиваются на специальных подвесках (5) или крюках к кареткам.
Каретки на роликах (6) перемещаются по монорельсу (1) или балке.
Для предотвращения провисания цепи, складывания звеньев и поломок кареток применяются натяжные устройства цепи.
Подвесные конвейеры не мешают установке основного технологического оборудования в цехе, так как монтируются выше вдоль цеховых колонн на балках перекрытий.
Такие конвейеры способны перемещать грузы массой несколько тонн со скоростью до 30 м/мин.

Роликовые (рис. 3.3-3).

Роликовые конвейеры (рольганги) представляют собой систему роликов (1), расположенных горизонтально.
Привод от электродвигателя (3) через шестеренчатую передачу (2) на группу роликов. Иногда вместо группового привода применяется индивидуальный на каждый ролик.
Рольганги обычно применяют на металлургических предприятиях для перемещения изделий круглой формы и нагретых заготовок.
Достоинства конвейеров:

• непрерывность действия без остановок на загрузку и выгрузку,
• простота устройства и эксплуатации,
• большая производительность, по сравнению с периодически работающими кранами и подъемниками.

По способу управления выделяют конвейеры:

• одиночно работающие — при небольших расстояниях,
• совместно работающие — при перемещении на большие расстояния, составляются из нескольких ленточных;
• согласованно работающие — при невозможности соединения механическим валом, далеко расположенные друг от друга.
Примечание — При совместной работе нескольких конвейеров их называют:
- головными, с которых снимают груз;
- принимающими, на которые груз поступает;
- промежугочными, вес остальные.

В многосерийном производстве широко применяются поточно-транспортные системы (ПТС).
Основным транспортным оборудованием ПТС являются конвейеры различного типа большой и малой протяженности.
Такая система представляет собой комплекс различного оборудования, механизмов и устройств, предназначенных для выполнения операций единого технологического процесса.