• Электрооборудование • |
• Обзор сайта • |
Предприятия оснащаются различными видами электрического оборудования. Большое значение для его эффективного использования имеет соблюдение определенных правил при монтаже оборудования и техническом обслуживании во время эксплуатации.
К основным требованиям при монтаже и техническом обслуживании относится обеспечение хорошего электрического контакта в соединениях проводов с клеммами зажимов аппаратов и машин. Больше всего отказов электрооборудования наблюдается из-за плохого контакта в соединениях. По этой же причине в большинстве случаев не обеспечивается электробезопасность обслуживающего персонала.
Во время монтажа электрооборудования разъемные (винтовые и болтовые) электрические соединения нужно подтянуть, т. е. завернуть винты и гайки, для того чтобы обеспечить оптимальное контактное давление. Если оно будет меньше, чем требуется, то переходное контактное сопротивление возрастет, возрастет и потеря энергии в этом соединении. Электрическая энергия преобразуется в тепловую, температура элементов контактного соединения возрастает, повышаются степень окисления элементов и электрическое сопротивление. Происходит дальнейшее увеличение количества выделяемой теплоты и повышение температуры элементов контактного соединения, которые могут привести к выходу его из строя.
Ослабление разъемных соединений происходит во время транспортировки, хранения изделий, а также во время работы, особенно в первый период. Вызывается это тем, что в период прохождения тока и при оптимальном контактном давлении имеется переходное сопротивление и соединение нагревается до допустимой температуры (50...90°С). Такой нагрев приводит к расширению металлических элементов соединения. В отключенном состоянии контактные соединения охлаждаются и размеры элементов восстанавливаются. Изменения размеров столь незначительны, что в основном они оказываются в пределах упругих деформаций. Иногда через некоторое время эксплуатации может появиться и остаточная деформация. Чаще всего это наблюдается в первоначальный период эксплуатации. Своевременная подтяжка винтов и гаек разъемных соединений обеспечит нормальную работу оборудования. В первую очередь это относится к разъемным соединениям нагревательных элементов (трубчатых электронагревателей, конфорок) и к тем разъемным соединениям вводного клеммника, в которых осуществляется подсоединение алюминиевых питающих проводов.
Алюминиевые провода окисляются в большей степени, чем медные. Пленки окислов обладают меньшей электропроводностью, чем основной металл. Коррозия алюминия происходит под действием электрохимического процесса при участии кислорода воздуха. Для защиты алюминия от коррозии его покрывают оловом или цинкооловянным сплавом.
Эти покрытия осуществляются гальваническим способом или горячим лужением. Цинк и олове обладают электрохимическими потенциалами, близкими к потенциалу алюминия. Кроме того, они защищают алюминий от воздействия кислорода воздуха. Делается это в основном при токах в сотни ампер.
При токах в десятки ампер для предохранения алюминиевых и алюминиево-медных контактных соединений от воздействия кислорода и влажной атмосферы в основном применяется смазка ЦИАТИМ-201. Она наносится на контактные поверхности перед их соединением, при этом зачищают алюминиевую контактную поверхность для снятия оксидной пленки напильником под слоем смазки.
Алюминиевые жилы проводов и кабелей обычно оконцовывают наконечниками с медной или алюминиевой контактной лапкой, армированной медью. При непосредственном соединении с медными шинами алюминиевые шины и наконечники покрываются кадмием или цинкооловянным сплавом.
Рис. 1. Разъемные соединения алюминиевых проводов сечением до 6 мм2:
а — к плоскому выводу; б — к стержневому выводу; в — шайба-звездочка
На рис. 1. изображены способы винтового и болтового соединений алюминиевых жил проводов и кабелей небольшого сечения с выводами электрооборудования. При плоском контактном выводе на предварительно зачищенное и смазанное цинковазелиновой пастой кольцо жилы 1 устанавливают специальную шайбу-звездочку 2 и. пружинящую шайбу 3. Шайба-звездочка препятствует выдавливанию и сильному смятию провода при завинчивании винта, а пружинящая шайба поддерживает постоянное контактное давление.
При стержневом выводе присоединение осуществляется путем зажатия гайками 5 и пружинящей шайбой 3 жилы, предварительно защищенной (смазанной пастой) и опрессованной в медном или латунном пистоне 4 (рис. 1, б).
В контактных соединениях силовых цепей, а также цепей защиты, измерения, управления и сигнализации применяются в основном винты и нарезные стержни (шпильки) диаметром не менее 5 мм, обеспечивающие нормальный затяг без срыва резьбы. Для нормального контактного давления требуется затяг со следующими крутящими моментами: при винте М 4— 1,2 Н • м (12 кГ • см); М 5 — 2 Н • м (20 кГ • см); М 6 — 2,5 Н м (25 кГ • см).
Винты М4 применяются преимущественно в осветительной арматуре и установочных изделиях. Для контроля величины крутящего момента лучше всего пользоваться специальной «моментной» отверткой. При ее отсутствии можно применять отвертку с лезвием шириной 7 мм и толщиной заточки 0,7...0,9 мм.
Длительная нормальная и безопасная работа электродвигателей достигается правильной их эксплуатацией периодическим осмотром и устранением малейших дефектов. При осмотрах нужно обращать внимание на температуру корпуса двигателя, наличие и надежность заземления и шумы, издаваемые во время пуска и в процессе работы.
Измеряют температуру двигателя термометром, конец которого предварительно обертывают фольгой и плотно прижимают к корпусу. Затем для уменьшения теплопотерь в окружающую среду поверх фольги накладывают кусочек ваты или чистой мягкой ткани.
Измерение температуры обмотки осуществляют методом сопротивления. Температура обмотки при этом определяется по возрастанию ее сопротивления после 2...3 ч работы двигателя под нагрузкой. Метод сопротивления дает среднее значение температуры обмотки.