ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

3.Нахождение повреждений в обмотках электромашин переменного тока,замыкание обмоток переменного тока на корпус

Фазу обмотки, замкнутую на корпус, можно определить мегомметром после разъединения (при наличии шести выводных концов у статорных обмоток) или распайки фаз.
Точное определение места замыкания облегчается «прожиганием». Применительно к машине низкого напряжения операция состоит в том, что один конец фазы присоединяют к полюсу сети, а второй — к корпусу через предохранитель 30—40 А. Прохождение тока через место замыкания на корпус вызовет появление дыма. Напряжение надо постепенно повышать до полного пробоя. На машине высокого напряжения «прожигание» можно произвести либо приложением низкого напряжения, либо от специальной испытательной установки.
Место замыкания обмотки на корпус можно найти также методом деления ее на части либо методом питания постоянным током.
Деление на части состоит в том. что мегомметром определяют фазу, имеющую замыкание на корпус, делят ее пополам распайкой междукатушечных соединений, а затем опять мегомметром определяют часть обмотки, имеющую соединение с корпусом. Подобное деление продолжают до тех пор, пока не будет найдена дефектная катушечная группа или катушка. Одновременно с проверкой мегомметром рекомендуется шевелить катушки. Изменение отклонений стрелки мегомметра укажет на наличие корпусного замыкания в перемещаемой части катушки.
Схема метода питания постоянным током (рис. П18-19) заключается в том, что оба конца фазы, имеющей замыкание на корпус, соединяют между собой и к ним присоединяют один из зажимов сети постоянного тока или батареи аккумуляторов. Другой зажим источника тока присоединяют к корпусу машины. Чтобы можно было ограничивать и регулировать силу тока, в цепь включают реостат. Источник постоянного тока не должен быть заземлен, а если один полюс его все же заземлен, то его следует присоединить к корпусу машины.

При замыкании обмотки на корпус направления токов в двух частях обмотки, разграниченных точкой замыкания, будут противоположны. Если поочередно касаться двумя проводами, присоединенными к милливольтметру, концов каждой катушечной группы, то стрелка прибора будет все время отклоняться в одном направлении до тех пор, пока концы от прибора не минуют концов катушечной группы, замкнутой на корпус. В последнем случае отклонение стрелки изменится на обратное. На концах дефектной катушечной группы направление отклонения стрелки прибора будет зависеть от того, к какому концу ближе находится место замыкания на корпус. Кроме того, значение падения напряжения на концах катушечной группы, замкнутой на корпус, будет меньше, чем у других катушек, если замыкание на корпус не находится вблизи концов этой катушечной группы. Для нахождения дефектной катушки поступают аналогично предыдущему.

На рис. П8-20 показаны случаи замыкания на корпус одной из катушек группы. Оставив неизменной схему питания постоянным током, измеряют последовательно падения напряжения попарно между точками а—б, б—в, в—г, г—д и наблюдают за направлением-отклонения стрелки прибора. Отклонение стрелки прибора в точках а—б будет противоположно отклонениям в точках в—г и г—д, в точках же б—в направление отклонения будет зависеть от места нахождения корпусного замыкания, а падение напряжения будет меньше, чем на зажимах других катушек. Чтобы измерить падение напряжения, можно либо зачистить соединительные проводники, либо воспользоваться острыми щупами, прокалывающими изоляцию.
Место замыкания на корпус можно определить и при помощи магнитной стрелки, если перемещать ее вдоль каждого паза; как только стрелка пройдет мимо места замыкания на корпус, она изменит направление отклонения на обратное. Это испытание требует разборки машины. Кроме того, чтобы получить хороший результат, необходим металлический контакт в месте замыкания на корпус. Этого достигают «прожиганием».