Повреждения в обмотках электромашин |
• Обзор сайта • |
• Электромашины • |
Прежде чем приступить к отысканию обрывов или плохого контакта в обмотке, необходимо убедиться в отсутствии этих дефектов вне обмотки. Так, признаки обрыва или плохого контакта в статорных обмотках могут быть следствием перегорания предохранителя, недостаточного прилегания контактов пусковой аппаратуры, неплотности контактов выводных концов и т. д. Эти дефекты могут оказаться и в контактном кольце асинхронного двигателя вследствие недостаточного контакта одной из щеток и т. д. После того как установлено, что дефект находится в самой обмотке, необходимо приступить к тщательному осмотру всех паек, особенно в хомутиках роторов.
Фаза, имеющая обрыв, может быть найдена мегомметром. Для этого в случае соединения обмотки звездой один проводник от мегомметра присоединяют к нейтрали, а вторым поочередно касаются концов всех фаз. В случае соединения треугольником необходимо разъединить обмотку в одной точке и испытать каждую фазу в отдельности.
При недоступной нейтрали обмотки, соединенной звездой, фазу, имеющую обрыв, можно найти по показаниям амперметров или при помощи мегомметра. Для этого касаются двумя проводниками от мегомметра попарно всех выводов обмотки. В случае соединения фаз треугольником найти фазу, имеющую обрыв, при помощи мегомметра без разъединения обмотки не представляется возможным. В этом случае фазу, имеющую обрыв, можно найти, измеряя омическое сопротивление обмотки между выводами. При измерениях между точками А и В
(рис. П8-17), а также между точками А и С получим одинаковые значения сопротивлений, в то время как между точками В и С (концами фазы, имеющей обрыв) сопротивление будет равно сумме сопротивлений двух других фаз.
Рис. П8-17. Пояснение к нахождению обрыва в обмотке, соединенной треугольником
Для генератора с обмотками, соединенными звездой, обрыв в какой-либо фазе можно определить по отсутствию в ней напряжения. Если обмотки соединены треугольником, то в случае обрыва в одной фазе междуфазные напряжения при холостом ходе остаются одинаковыми, и по-этому для нахождения поврежденной фазы необходимо либо разъединить обмотки и измерить напряжение на зажимах каждой фазы, либо определить дефектную фазу, измеряя сопротивления (рис. П8-17).
Чтобы найти катушечную группу или катушку, имеющую обрыв, одним проводником мегомметра касаются одного конца фазы, а другим — поочередно всех соединительных проводов между катушечными группами и катушками; при миновании частей обмоток с обрывом мегомметр дает большие показания (соответственно сопротивлению изоляции испытуемой обмотки). При этом испытании удобно пользоваться острыми щупами во избежание зачистки соединительных проводов. Количество зачисток или проколов изоляции можно уменьшить. Для этого надо одним проводником от мегомметра коснуться сначала середины обмотки фазы, а вторым — поочередно концов фазы и этим определить половину, имеющую обрыв, а затем коснуться средней точки дефектной половины и так далее, пока не будет найдена катушка с обрывом.
Наиболее вероятные места обрывов в проволочных обмотках находятся в междукатушечных соединениях, а в стержневых обмотках — в пайках (хомутиках). В короткозамкнутых обмотках роторов асинхронных двигателей и пусковых обмотках синхронных двигателей обрывы или плохой контакт часто бывают из-за плохой приварки или пайки в местах соединения стержней с замыкающими кольцами. Обрывы или плохой контакт в пусковых обмотках часто являются следствием окисления контактных поверхностей замыкающих колец, части которых соединены между собой болтами.
Обрывы в короткозамкнутых обмотках могут иметь место в пазовых частях в результате механических повреждений. В роторах асинхронных двигателей с алюминиевой литой обмоткой обрывы в пазовой части могут быть из-за дефектов при литье.
Для того чтобы убедиться в наличии обрыва или плохого контакта в короткозамкнутых обмотках производят следующий опыт. Ротор затормаживают и в статор подают напряжение, равное 1/4—1/5 номинального. Затем ротор медленно проворачивают и измеряют силу тока в статоре (в одной или трех фазах). При исправном роторе сила тока в статоре во всех положениях ротора будет одинаковой, а при обрыве или плохом контакте будет изменяться в зависимости от положения ротора.
Места обрывов или плохого контакта в наружных частях короткозамкнутых обмоток асинхронных двигателей и демпферных (пусковых) обмоток синхронных машин могут быть найдены тщательным наружным осмотром.
В пазовой части стержня можно найти обрыв следующим способом.
Ротор несколько выдвигают из статора и надежно предохраняют от проворачивания: в обмотку статора подают пониженное напряжение (1/4—1/5 номинального). На каждый лаз выступающей части ротора поочередно накладывают тонкую стальную пластинку, перекрывающую два зубца ротора. При нахождении пластинки над пазами, в которых нет стержней с обрывом, она будет притягиваться и дребезжать; как только пластинка перекроет паз с поврежденным стержнем, притяжение и дребезжание станут значительно слабее или вовсе исчезнут.
Во избежание перегрева обмоток опыт следует производить достаточно быстро. Плохой контакт в обмотке можно обнаружить по методу падения напряжения при питании обмотки постоянным током. Схема для обнаружения плохого контакта в хомутиках ротора асинхронного двигателя показана на рис. П8-18; она аналогична приведенной выше (см. рис. П8-5). В поврежденном хомутике падение напряжения будет больше, чем в исправных хомутиках с хорошей пайкой.
Рис. П8-18. Схема для обнаружения плохого контакта в хомутиках роторной обмотки асинхронного двигателя