Повреждения в обмотках электромашин |
• Обзор сайта • |
• Электромашины • |
Во время нормальной работы машины замыкание обмотки якоря на корпус не обнаруживается, если только нет заземления у одного из проводов сети. При наличии такого заземления (если корпус машины не изолирован от земли) замыкание обмотки на корпус образует замкнутую цепь. При отсутствии заземления одного из проводов сети замкнутая цепь может образовываться только при замыкании обмотки на корпус в двух местах.
Определить наличие замыкания обмотки на корпус можно мегомметром или контрольной электрической лампочкой. В последнем случае один конец от лампочки присоединяют к сети, а другой — к коллектору, вал же якоря соединяют со вторым проводом сети. Наличие соединения обмотки с корпусом определяется по загоранию лампочки. При этом способе загорание лампочки возможно лишь при хорошем контакте в месте соединения.
Найти место замыкания обмотки на корпус можно также способом питания обмотки якоря постоянным током от постороннего источника тока (рис. П 8-8). Подбор всех элементов схемы такой же, как и при определении замыканий в обмотке .
Присоединение источника тока к коллектору производится при петлевой обмотке в двух диаметрально противоположных точках, при волновой — к пластинам, находящимся на расстоянии половины коллекторного шага. Один проводник от милливольтметра присоединяют к валу якоря, а концом другого поочередно касаются всех коллекторных пластин. Если исследованию подвергается якорь с петлевой обмоткой, то по мере приближения пластины, присоединяемой к прибору, к пластине, соединенной с корпусом, показания прибора уменьшаются. При соприкосновении конца проводника от прибора с пластиной коллектора, соединенной с корпусом, показание в случае металлического контакта будет равно нулю. Показание будет очень малым при не совсем хорошем контакте, а также когда замыкание на корпус имеет не коллекторная пластина, а секция, присоединенная к этой пластине.
При соединении последующих пластин с прибором показания его меняют знак и возрастают по мере удаления присоединяемой к прибору пластины от пластины, соединенной с корпусом.
При волновой обмотке изменение показаний милливольтметра по мере перемещения присоединяемой к нему пластины происходит периодически, соответственно перемещению на половину шага по коллектору; меньшие показания будут наблюдаться на пластинах обхода, секции которого (или же сами пластины) замкнуты на корпус. Наименьшие показания будут давать пластины, замкнутые на корпус непосредственно или через секции обмотки.
Так как при исследовании всего якоря наибольшее возможное напряжение, действующее на прибор, может оказаться равным напряжению, подводимому к якорю, то это надо иметь в виду при выборе прибора. Уменьшения отклонения стрелки прибора можно достигнуть регулировкой силы тока.
Чтобы найти замыкание на корпус в волновой обмотке, нет необходимости исследовать весь коллектор, можно исследовать пластины на протяжении половины шага по коллектору. Определив наличие замыкания на корпус в обходе обмотки, можно найти его и в отдельных секциях. При делении обходов обмотки на секции путем распайки необходимо каждую секцию и соединенные с ней коллекторные пластины проверить на соединение с корпусом.
Так как якорь питается по двум параллельным ветвям, то при наличии только одного замыкания на корпус при исследовании всего коллектора мы получим при петлевой обмотке еще одно нулевое или минимальное показание при соединении милливольтметра с пластиной, симметричной пластине с «корпусным» замыканием относительно точек питания якоря. Это объясняется тем, что указанные две точки будут иметь одинаковый потенциал (подобно диагонали уравновешенного измерительного моста).
Аналогичное явление будет наблюдаться и при волновой обмотке, но только здесь будет иметь место группа меньших показаний на пластинах обхода, симметричного обходу, имеющему соединение с корпусом.
Чтобы вторую точку с кулевым или минимальным показанием прибора не принять за второе замыкание на корпус, следует изменять точки питания якоря. Если при этом одна из точек с нулевым или минимальным показанием не совпадает с прежней точкой, то это укажет на наличие одного лишь замыкания на корпус.
Указанный способ нахождения места замыкания на корпус можно видоизменить (рис. П 8-9). Один провод от аккумуляторной батареи присоединяют к любой коллекторной пластине, а второй — к валу якоря; затем при петлевой обмотке касаются поочередно каждой пары смежных коллекторных пластин концами проводников от милливольтметра.
Показание прибора на той паре пластин, между которыми имеется замыкание на корпус, резко меняется. Это объясняется изменением направления тока на обратное в одной части секции, как показано на рис. П8-10, а; направление тока в этой же секции при отсутствии замыкания на корпус показано на рис. П8-10, б.
При волновой обмотке поочередно касаются двух коллекторных пластин, находящихся точно на расстоянии шага по коллектору. Признаки наличия замыкания на корпус те же (рис. П8-10, в).
Оба способа дают удовлетворительные результаты при хорошем металлическим контакте с корпусом. При плохом контакте, например при весьма низком сопротивлении изоляции, зги способы не дают удовлетворительных результатов, и в этом случае применяют метод «прожигания».
Коллектор обвязывают несколькими витками голой проволоки. Нормальное напряжение через предохранитель и реостат прикладывают к проволоке и к валу якоря. Прохождение электрического тока через плохой контакт вызывает обгорание этого места, дугу и появление дыма. По этим признакам и обнаруживают дефект.
Иногда место замыкания на корпус можно найти, если шевелить по очереди секции у подозрительных мест (мест выхода обмотки из пазов) и одновременно измерять сопротивление изоляции мегомметром. Шевеление секции создает изменение контакта, а следовательно, и изменение сопротивления. Вместо мегомметра можно пользоваться контрольной лампочкой, включая ее между коллектором и валом якоря. Дефект обнаруживают по миганию лампы при шевелении секции.
В сложных случаях, когда вышеуказанные способы не дают результатов, приходится путем распайки обмотки делить ее на части. Разделив обмотку на две части, проверяют мегомметром каждую часть в отдельности. Обнаружив замыкание на корпус в одной из половин, концы другой оставляют нетронутыми, а дефектную половину снова разделяют на две части. Так поступают до тех пор, пока точно не определится секция, имеющая замыкание на корпус.