ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

4.Нахождение повреждений в обмотках электромашин постоянного тока,способы устранения повреждений в обмотке якоря

В зависимости от характера повреждений применяются те или иные способы их устранения. Так, например, обрыв или плохой контакт в обмотке (в петушках и хомутиках) и коллекторе может быть устранен перепайкой обмотки в указанных местах. Если же обрыв произошел в самом проводнике, то стержень или секцию нужно заменить новыми. Если обрыв имеется в лобовой части обмотки, то в некоторых случаях возможно устранение дефекта без замены секции. В мягких обмотках из круглого провода устранение обрыва внутри секции затруднительно, и здесь необходима частичная перемотка якоря.
Наиболее часто замыкание на корпус бывает в местах выхода секций из пазов. Этот дефект можно устранить установкой под секцией небольших клиньев из изоляционного материала (текстолит, сухой бук) или проложив покрытые лаком подкладки из электрокартона, слюды и т. д. Замыкание на корпус в пазовой части секции лучше всего ликвидировать переизолировкой всей секции или же заменой ее новой. Замыкание на корпус, вызванное отсырением, устраняют просушкой. Если имеется замыкание на корпус в нескольких секциях и, кроме того, изоляция других секций слаба, то приходится перематывать всю обмотку якоря. В случае соединения коллектора с корпусом необходимы его разборка и ремонт.
Замыкание в обмотке якоря между несмежными секциями и вообще замыкания большого числа секций встречаются реже замыканий внутри самой секции или же между концами секций на коллекторе. Поэтому, прежде чем приступить к устранению замыканий, необходимо тщательно осмотреть коллектор и убедиться в отсутствии соединений между его пластинами.
В случае короткого замыкания в секции ее необходимо заменить новой или всю переизолировать, так как при этом дефекте вся изоляция секции обычно приходит в негодность. Переизолировкой лишь места замыкания можно ограничиться только в случае неполного контакта в месте замыкания, да и то при отсутствии иных повреждений изоляции. Более или менее длительная работа машины при больших короткозамкнутых ветвях может привести в негодность всю обмотку, что потребует полной ее перемотки.
Ниже приводятся способы выключения поврежденных секций. Эти способы устранения дефектов могут применяться лишь в качестве временной меры в случае крайней необходимости и когда число коллекторных пластин не слишком мало. Во многих случаях выключение одной секции не отражается заметным образом на коммутации машины.
На рис. П8-11, а показан способ выключения секции петлевой обмотки, имеющей соединение с корпусом или обрыв. Концы поврежденной секции отпаивают от коллектора, а две коллекторные пластины, к которым они были подключены, соединяют между собой путем пропайки или же перемычкой, надежно припаиваемой к коллекторным пластинам. Концы выключенной секции изолируют. Если в секции имеется соединение между витками, то, кроме сказанного, необходимо еще разрезать секцию, чтобы в ней не могли циркулировать токи, образующиеся в короткозамкиутой ветви при работе машины. Если в секции замкнуто небольшое число витков, то из нее можно выключить лишь короткозамкнутые витки. Для этого короткозамкнутые витки в лобовой части со стороны, противоположной коллектору, разрезают и изолируют, а витки, оставшиеся целыми, припаивают друг к другу.

На рис. П8-11, б показан подобный случай, когда при наличии четырех витков в секции замыкание имеется между двумя рядом лежащими витками в точках а и б. На рис. П8-11, в короткозамкнутая ветвь показана сплошной линией, а штриховыми линиями показана выключенная и разрезанная часть секции. Из секции, помимо короткозамкнутого витка, выключают еще один виток, чтобы в оставшейся части секции не было частей короткозамкиутой ветви.


Рис. П8-12. Выключение секций волновой обмотки

При замыкании на корпус или обрыве в секции волновой обмотки такие выключения также возможны, но здесь нужно выключить весь обход обмотки. Так, при повреждении в одной секции (см. штриховую линию на рис. П8-12) замыкают накоротко смежные пластины а к б этого обхода. Кроме того, из коллекторных пластин а, б, г и ж выпаивают концы, а оставшиеся свободными коллекторные пластины г и ж соединяют перемычками со смежными пластинами в и е. Такое соединение свободных пластин со смежными служит для улучшения коммутации. Короткозамкнутый контур должен быть разрезан и образующиеся концы изолированы.
Выключение целого обхода обмотки не является обязательным,можно выключить лишь дефектную секцию. Так» при наличии дефекта в секции, подключенной к коллекторным пластинам б и г (рис. П8-12), концы этой секции выпаивают из пластин, а пластины б и г соединяют между собой прочно закрепленным проводником. При волновой обмотке можно выключать и части витков секции, что делается так же, как и при петлевой обмотке.