• Контакторы • |
• Обзор сайта • |
• Электрооборудование • |
Пуск электродвигателей постоянного тока от сети может осуществляться в функции тока, противо-ЭДС и независимой выдержки времени. Аппараты, осуществляющие закорачивание ступеней пускового резистора в функции выбранного параметра, называются контакторами ускорения. В настоящее время в основном применяется пуск в функции времени. Схему можно осуществлять при помощи реле времени и контактора. Для сокращения габаритов, массы и числа аппаратов в схеме оба эти аппарата были совмещены в одной конструкции — контакторе ускорения с двумя электромагнитными системами. Одна система (удерживающая) осуществляла выдержку времени, другая (включающая) — замыкание главных контактов. Ввиду ограниченности применения электроприводов постоянного тока такие контакторы ускорения практически сейчас не выпускаются.
Следует отметить однокатушечный контактор ускорения (рис. 1), представляющий собой реле времени с силовым размыкающим контактом. Строятся такие контакторы ускорения на токи до 300 А, с выдержкой времени на замыкание до 3 с.
Рис. 1 Однокатушечный контактор ускорения
Устройство однокатушечного контактора показано на рис. 1. Электромагнитная система клапанного типа состоит из сердечника 13, имеющего U-образную форму, якоря 1 и втягивающей катушки 12. Сердечник залит в силуминовое основание 11, служащее одновременно демпфером для получения выдержки времени. Катушка намотана на пластмассовый каркас, в который может быть впрессована медная гильза 15, служащая дополнительным демпфером. Подвижная система фиксируется в отключенном положении отключающей пружиной 2 (она же и регулировочная) и двумя перекидными пружинами 5. Мостиковый подвижный контакт 8 с обоймой и контактной пружиной 7 связан с якорем 1 при помощи скобы 4, тяги 14 и призматических шайб 3. Токоподвод 9 укреплен на изолирующей колодке 10. Контакторы имеют два вспомогательных контакта 6.
Регулировка выдержки времени осуществляется немагнитными прокладками 16 разной толщины, которые укрепляются на якоре 1, а также изменением натяжения регулировочной пружины 2.
Для аппаратов подобной конструкции предел выдержки времени определяется в основном отключающим усилием (кривая Р4 — суммарная механическая характеристика при отсутствии перекидных пружин на рис. 2) и необходимым контактным нажатием. Поэтому такие аппараты строились только с контактами на малые токи — электромагнитные реле времени.
В рассматриваемой конструкции введены специальные перекидные пружины 5. В отключенном положении якоря (контакты замкнуты) эти пружины создают усилие Р3 направленное на создание дополнительного контактного нажатия. Во включенном положении якоря (контакты разомкнуты) они создают усилие, направленное против усилия Р2 пружины главного контакта и усилия P1 отключающей пружины, снижая отрывное усилие на якоре (кривая Р5 — суммарная механическая характеристика при наличии перекидных пружин). Такое перераспределение сил, действующих на якорь, позволяет при малых габаритах и одной электромагнитной системе получить необходимое для включения и длительного проведения больших токов контактное нажатие и требуемую высокую выдержку времени.
Рис. 2. Механическая характеристика и схема сил, действующих на якорь однокатушечного контактора ускорения
P1 - усилие отключающей пружины; Р2 - усилие контактной пружины; Р3 — усилие перекидных пружин; Р4 - суммарная механическая характеристика при отсутствии перекидных пружин; Р5 — суммарная механическая характеристика при наличии перекидных пружин