ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

Проверка магнитной системы контакторов

Втягивающие электромагниты переменного тока при работе издают легкий шум, подобный гудению трансформатора. Сильное гудение часто сопровождается перегревом катушки и дрожанием электромагнита, вызывает порчу катушки и ослабление затяжных болтов.
Резкое гудение магнитной системы указывает на неисправность контактора и может происходить по следующим причинам:

- плохо затянуты винты, крепящие якорь и сердечник;
- повышена жесткость контактных пружин;
- лопнул или отсутствует короткозамкнутый виток на сердечнике магнитной системы;
- превышено нажатие контактов;
- якорь несвободно перемещается в держателе и поэтому перекошен (односторонние зазоры и перекосы могут быть из-за отсутствия люфтов в подвеске якоря или при повреждении поверхностей полюсов от большого числа включений контактора);
- якорь неплотно прилегает к сердечнику вследствие загрязнения поверхностей прилегания либо при забоинах и искривлениях плоскостей прилегания магнитной системы.

Для устранения неисправностей магнитной системы после отключения контактора проверяют плоскость соприкосновения обеих половин магнита (если на них имеется раковины или грязь, ее следует удалить), затяжку винтов, крепящих якорь и сердечник, точность пригонки подвижной и неподвижной частей магнита, наличие поврежденного короткозамкнутого витка, уложенного в прорези сердечника. Замена материала короткозамкнутого витка, изменение сечения или средней длины его недопустимы, так как контактор может начать гудеть либо температура витка повысится и катушка будет перегреваться. Нормальная температура нагрева витка около 200°С. Устранение вибрации и гудения якоря вследствие неплотного прилегания его ярму и уменьшение связанного с этим износа контактора достигаются тем, что в момент прохождения через нуль синусоидального магнитного потока Фк (рис. 1), создаваемого катушкой К, якорь не отпадает, удерживается смещенным по фазе потоком Фв демпферного короткозамкнутого витка ДВ. Намагничивающая сила и магнитодвижущая сила короткозамкнутого витка очень малы, поэтому даже при незначительном (десятые доли миллиметра) воздушном зазоре поток Фв резко падает и становится недостаточным для удержания якоря. Для проверки плотности прилегания якоря к ярму между ними прокладывают листы копировальной и тонкой белой бумаги, и контактор замыкается вручную. Если обе половины магнитной системы соприкасаются только частью (менее 60—75%) своей поверхности, а в других местах изменяется зазор, больший 0,03—0,05 мм, то якорь нуждается в подгонке. Работа эта должна быть выполнена весьма тщательно и только квалифицированным слесарем. При шабровке выступающей части поверхности не следует снимать большой слой, так как это может уменьшить необходимый зазор между средними выступами магнитопровода. Шабровку надо производить вдоль слоев шихтовки магнитной системы. При выпуске с завода рабочие поверхности электромагнита смазываются вазелином во избежание ржавления. При пуске в работу вазелин необходимо удалить, так как смазка способствует зарязнению поверхностей. У контакторов KТ6010 и КТ6020 резкое гудение и дребезжание магнитной системы контактора устраняют регулировкой давления на нижний керн магнитной системы.