ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

Реакция якоря машины постоянного тока

При холостом ходе машины независимо от режима работы генератором или электродвигателем ток в якоре IЯ или равен нулю, или очень мал. В этом случае магнитный поток ее ФB создается только магнитодвижущей силой FB и замыкается через якорь вдоль полюсов и станины.
На рис. 4-12 этот поток показан направленным сверху вниз (от полюса N к полюсу S ),
В проводах якоря нагруженной машины устанавливается ток IЯ, который при генераторном режиме (рис. 4-12) направлен в одну сторону с э. д. с, определенной по правилу правой руки.

Тогда м. д. с. якоря FЯ создает свой магнитный поток ФЯ, замыкающийся через якорь, воздушный зазор и полюсные наконечники. Если по отношению к направлению вращения считать левый край полюсного наконечника как бы набегающим на поверхность якоря, а правый — сбегающим, то можно заметить, что набегающий край полюса размагничивается поперечным потоком якоря, а сбегающий намагничивается. Картина перераспределения магнитной индукции Bδ  в воздушном зазоре для этого случая показана на рис. 4-13.

Результирующий поток машины Ф сдвигается в направлении вращения якоря; в ту же сторону смещается и нейтраль машины, называемая в отличие от геометрической — физической нейтралью.
В результате насыщения стали  размагничивающее действие поперечного потока на набегающем краю полюса больше, чем намагничивающее на сбегающем краю, и магнитный поток машины уменьшается (Ф < ФB).
Влияние м. д. с. якоря на величину магнитного потока машины при нагрузке называется реакцией якоря.
При работе машины электродвигателем ток в якоре (рис.4-12) направлен навстречу э. д. с, якорь вращается в обратную сторону и поперечная реакция якоря смещает результирующий поток Ф и физическую нейтраль против направления вращения якоря.