• Реле • |
• Обзор сайта • |
• Электрооборудование • |
Реле торможения противовключением (реле контроля скорости) типа РКС-М предназначено для применения в схемах автоматического торможения трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором мощностью не более 10 кВт методом противовключения.
Условия эксплуатации:
Высота над уровнем моря до 2000 м.Диапазон рабочих температур от -40 до +55 °С.Окружающая среда — взрывобезопасная, не содержащая пыли в количестве, нарушающем работу реле, а также агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию. Рабочее положение — при горизонтальном расположении оси вала реле. Не допускается наклон вала реле более, чем на 5°.
Основные параметры реле РКС-М приведены в табл. 1.
Реле состоит из основания и корпуса, внутри которых расположены статор, постоянный магнит и подвижная контактная система. Статор выполнен в виде короткозамкнутых обмоток типа «беличья клетка». Постоянный магнит расположен на валике, который соединяется с валом электродвигателя при помощи полумуфт соединительной и эластичной. Контактная часть реле расположена на лицевой стороне корпуса.
Поводок, переключающий контакты, закреплен на статоре неподвижно. В нерабочем положении реле поводок расположен симметрично относительно двух переключающих контактов.
Реле работает следующим образом. При вращении вала реле постоянный магнит, вращающийся корпус реле, наводит ЭДС в обмотках поворотного статора. В результате взаимодействия магнитных потоков вращающегося магнита и статора, последний поворачивается. Укрепленный на статоре поводок осуществляет размыкание и замыкание соответствующих контактов. Схемы включения реле для торможения приведены на рис. 1 - 3.
Рис. 1. Схема подключения реле для торможения нереверсивного электродвигателя:
К2 — контакторы; КЗ — контакт реле, замыкающийся при вращении электродвигателя; S2 — кнопка «Пуск»; S1 — кнопка «Стоп»
Рис. 2. Схема подключения реле для торможения реверсивного электродвигателя:
К1, К2 — контакторы; КЗ — контакты реле, замыкающиеся и размыкающиеся при вращении электродвигателя вперед; К4 — контакты реле, замыкающиеся и размыкающиеся при вращении электродвигателя назад; S2 — кнопка «Пуск вперед»; S3 — кнопка «Пуск назад»; S1 — кнопка «Стоп»
Рис. 3. Схема подключения реле для торможения реверсивного электродвигателя:
К1, К2 — контакторы; КЗ — контакт реле, замыкающийся при вращении электродвигателя вперед; К4 — контакт реле, замыкающийся при вращении электродвигателя назад; К5, К6 — промежуточные реле; S2 — кнопка «Пуск вперед»; S3 — кнопка «Пуск назад»; S1— кнопка «Стоп»
При нажатии кнопки «СТОП» выключается контактор прямого направления вращения электродвигателя и одновременно включается контактор противоположного направления вращения, в результате чего происходит торможение противовключением.
Снижение скорости вращения вала уменьшает силу магнитного взаимодействия магнита и статора реле, контактные пружины возвращают поворотный статор в начальное положение и торможение прекращается, после чего реле снова готово к работе.
Схемы, приведенные на рис.1 - 3, применяются для малой скорости вращения при торможении.
В случае, если в процессе работы машины возможен поворот вала реле «от руки», рекомендуются схема, приведенная на рис. 3. В эти схемы включены промежуточные реле, которые предотвращают возможность включения контакторов при вращении рабочих органов машины «от руки», когда электродвигатель отключен.
Если скорость торможения велика, то следует применять схемы, приведенные на рис. 4 - 5.
Рис. 4. Схема подключения реле для торможения нереверсивного электродвигателя с большой скоростью торможения:
К1, К2, КЗ — контакторы; К4 — контакт реле, замыкающийся при вращении электродвигателя; S2 — кнопка «Пуск»; S1 — кнопка «Стоп»
Рис. 5. Схема подключения реле для торможения реверсивного электродвигателя с большой скоростью торможения:
К1, К2, КЗ — контакторы; К4 — контакты реле, замыкающиеся и размыкающиеся при вращении электродвигателя вперед; К5 — контакты реле, замыкающиеся и размыкающиеся при вращении электродвигателя назад; Кб — промежуточное реле; S1 — кнопка «Стоп»; S2 — кнопка «Пуск вперед»; S3 — кнопка «Пуск назад»; R — резисторы в цепи статора электродвигателя
Резисторы в этих схемах предназначены для ограничения тока противовключения и снижения скорости торможения. Величину их сопротивлений. Ом /фаза, можно определить по формуле:
где U — номинальное напряжение двигателя,B; I - ток статора электродвигателя, А.
Установочные и габаритные размеры реле РКС-М