ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ
Проверка магнитной системы пускателя
Втягивающие электромагниты пускателей переменного тока при работе издают легкий шум, подобный гудению трансформатора. Сильное гудение часто сопровождается перегревом катушки и дрожанием электромагнита, вызывает порчу катушки и ослабление затяжных болтов. Резкое гудение магнитной системы указывает на неисправность пускателя и может происходить по следующим причинам:
- плохо затянуты винты, крепящие якорь и сердечник;
- повышена жесткость контактных пружин;
- лопнул или отсутствует короткозамкнутый виток на сердечнике магнитной системы;
- превышено нажатие контактов;
- якорь не свободно перемещается в держателе и поэтому перекошен (односторонние зазоры и перекосы могут быть из-за отсутствия люфтов в подвеске якоря или при повреждении поверхностей полюсов от большого числа включений аппарата);
- якорь неплотно прилегает к сердечнику вследствие загрязнения поверхностей прилегания либо при забоинах и искривлениях -плоскостей прилегания магнитной системы.
Для устранения неисправности магнитной системы после отключения пускателя проверяют:
- плоскость соприкосновения обеих половин магнита (если на них имеются раковины или грязь, ее следует удалить);
- затяжку винтов, крепящих якорь и сердечник; точность пригонки подвижной и неподвижной части магнита;
- наличие неповрежденного короткозамкнутого витка, уложенного в прорези сердечника (он должен быть изготовлен сплошным или на сварке). Замена материала короткозамкнутого витка, изменение сечения или средней длины его недопустимы, так как контактор может начать гудеть либо температура витка настолько повышается, что катушка будет перегреваться. Нормальная температура нагрева витка 200° С.
Устранение вибрации и гудения якоря вследствие неплотного прилегания его к ярму и уменьшение связанного с этим износа аппарата достигается тем, что в момент прохождения через нуль синусоидального магнитного потока Фк (рис. 1), создаваемого катушкой К, якорь не отпадает, а удерживается смещенным по фазе потоком Фв демпферного короткозамкнутого витка ДВ. Намагничивающая сила и магнитодвижущая сила короткозамкнутого витка очень малы, поэтому даже при незначительном (десятые доли миллиметра) воздушном зазоре поток витка Фв резко падает и становится недостаточным для удержания якоря. Для проверки плотности прилегания якоря к ярму между ними прокладывают листы копировальной и тонкой белой бумаги и контактор замыкается вручную.
Если обе половины магнитной системы соприкасаются только частью менее 60—75% своей поверхности, а в других местах имеется зазор, больший 0,03—0,05 мм, то якорь нуждается в подгонке. Работа эта должна быть выполнена весьма тщательно и только квалифицированным слесарем. При шабровке выступающей части поверхности не следует снимать большой слой, так как это может уменьшить необходимый зазор между средними выступами магнитопровода. Шабровку надо производить вдоль слоев шихтовки магнитной системы. При выпуске с завода рабочие поверхности электромагнита смазываются вазелином во избежание ржавления. При пуске в работу весь вазелин необходимо удалить, так как смазка способствует загрязнению поверхности.
После длительной эксплуатации рекомендуется проверить величину воздушного зазора «К» магнитной системы (рис. 2). Если зазор менее 0,05 мм, его следует восстановить до величины «К» = 0,2- 0,25 мм подпиловкой среднего керна якоря (или сердечника) мелким широким напильником, что необходимо для устранения недопустимого гудения и залипания якоря. Превышение указанной величины воздушного зазора «К» приводит к преждевременному выходу из строя катушки из-за перегрева. При появлении сильного гудения, носящего характер дребезжания, следует чистой ветошью очистить от грязи рабочие поверхности электромагнита, проверить величину воздушного зазора и отсутствие заеданий подвижных частей и трещин на короткозамкнутых витках, расположенных по одному на крайних кернах сердечника. При разборке и последующей сборке контактора в эксплуатации следует сохранять взаимное положение якоря и сердечника, бывшее до разборки, так как их приработавшиеся поверхности способствуют устранению гудения.