31.01.2012 :: Пример поиска неисправности в электроустановке
Поиск неисправности произведем на основе части принципиальной схемы, относящейся к одному двигателю (смотри рисунок ниже).



Схема содержит силовую цепь и цепь управления. В силовой цепи показаны автоматические выключатели 0F1 — общий и QF2 в цепи двигателя, пускатель КМЗ, двигатель МЗ, реле тепловые ККЗ, реле максимального тока КЗ.
В цепи управления используется напряжение 220 В, защита осуществляется автоматическим выключателем SF. Напряжение в цепь управления подается контактом реле управления КУ, которое включается кнопкой SB1 и выключается кнопкой SB2. Далее цепь управления разветвляется: один провод идет к выключателю SA1, который имеет два положения — «Работа» и «Наладка», при работе он включен, а при наладке отключен, что показано на схеме. Второй провод идет к выключателю SA2, который имеет четыре положения, и для данного двигателя выключатель включен в положении 2, т. е. при наладке.
Показана цепь катушки пускателя КМЗ, который включается кнопкой SB3, отключается кнопкой SB4, после включения кнопка шунтируется блок-контактом пускателя КМЗ. Для защиты двигателя в цепи катушки имеется контакт ККЗ реле теплового, контакт КЗ реле максимального тока и контакт SO конечного выключателя для защиты двигателя при аварийном режиме. В рабочем режиме ток катушки пускателя идет через блок-контакты пускателей КМ1 и КМ2, которые должны быть включены первыми по условиям технологического процесса.
Допустим, оператор сообщил, что не включается двигатель МЗ. Сначала нужно лично убедиться в этом, нажав на кнопку SB3. Если двигатель не включается, то нужно проверить, включено ли реле управления КУ, проверить положение переключателя SA1, который должен быть в положении «Наладка». То же относится и к переключателю SA2, так как в данном случае идет опробование одного двигателя. Если двигатель не включается при включении реле КУ и правильном положении переключателей, то проверка продолжается, что представлено для наглядности логической схемой на рисунке ниже.



Далее нужно проверить, работает ли пускатель. При работающем пускателе нужно проследить прохождение напряжения с выхода пускателя до двигателя. Сначала нужно проверить наличие напряжения на выходе пускателя между фазами двухполюсным индикатором. Однополюсный индикатор может показать напряжение и при отсутствии его в одном или двух проводах, так как напряжение может появиться, пройдя обмотки двигателя и возвратившись к пускателю, если оно есть только в одном проводе. Поэтому при проверке однополюсным индикатором нужно отсоединить провода на выходе пускателя.
Если есть напряжение на выходе пускателя, то нужно проверять напряжение на входе двигателя, т. е. на его зажимах, двухполюсным-индикатором, а при отсутствии двухполюсного индикатора — однополюсным в каждом проводе при его отсоединении от двигателя.
Если напряжение на зажимах двигателя есть, а он не реагирует, то двигатель вышел из строя.
Если на выходе пускателя нет напряжения в одном или нескольких проводах, то нужно проверить силовую цепь до пускателя. При наличии напряжения на входе пускателя нужно проверить сам пускатель.
При наличии напряжения на выходе пускателя и его отсутствии на зажимах двигателя нужно проверить кабель или провода от пускателя до двигателя.
Если при нажатии кнопки SB3 пускатель не работает, то нужно проверить напряжение на катушке при нажатой кнопке. Напряжение на катушке лучше проверять двухполюсным индикатором, но можно и однополюсным, при этом при напряжении на катушке 380 В проверку нужно производить после отсоединения от катушки одного провода.
При наличии напряжения на катушке нужно проверить исправность катушки. Если катушка исправна, а пускатель не включается, то неисправен пускатель.
Если нет напряжения на катушке, то нужно проверить наличие напряжения на участках цепи управления, при этом предполагается, что все выключатели и реле в цепи управления находятся в рабочем и исправном положении. Сначала можно проверить наличие напряжения на выходе выключателя SA2, потом на кнопках SB4 и SB3, на реле тепловом КК3, конечном выключателе SO, или наоборот, проверять наличие напряжения, двигаясь от катушки пускателя. Если на входе какого-то элемента, например, кнопки SB4, напряжение есть, а на выходе нет, то неисправен этот элемент. Контакты этого элемента обычно или не плотно касаются, или окислились, загрязнились, или между контактами попал мусор, могут быть и поломки деталей крепления контактов.
Вместо проверки напряжения на участках цепи управления можно проверять целость цепи измерением сопротивления мегаомметром, омметром. При целости цепи прибор покажет сопротивление, равное нулю, а при нарушении цепи — сопротивление, большее нуля, и при обрыве цепи — сопротивление, соответствующее наибольшему сопротивлению по шкале прибора.
Целость цепи можно также проверить щупом — двухполюсным прибором, содержащим источник автономного питания (элементы, батарейка) и лампочку. При включении прибора последовательно с участком цепи лампочка загорается при исправном участке этой цепи.
Измерение сопротивлений и проверка щупом производятся при снятом напряжении.
При отсутствии приборов целость участков цепи можно проверить перемычками из провода, присоединяемыми параллельно участкам цепи или контактам приборов или аппаратов. Для безопасности перемычки надо присоединять при отсутствии напряжения. Если участок цепи в других местах исправен, то при наличии перемычки на неисправном месте пускатель включится. После этого перемычка снимается, неисправные прибор или провод заменяются, причем если провод находится в жгуте, то его можно не вынимать из жгута, а отсоединить и вместо него присоединить другой.
Адрес Вашего сайта