![]() |
Неисправности электромашин |
![]() |
![]() |
• Обзор сайта • | ![]() |
![]() |
• Электрооборудование • | ![]() |
|
|
3-14-1. При холостом ходе как без возбуждения, так и с возбуждением ротор имеет
нормальный осевой разбег в обе стороны. При нагрузке генератора происходит
смещение ротора в одну сторону
усиливающееся с увеличением нагрузки.
При передвижении статора в сторону,
противоположную сдвигу ротора, смещение ротора не только не уменьшается, но,
наоборот, увеличивается в прежнем направлении до упора в торец вкладыша
подшипника, причем давление на подшипник может настолько повыситься, что
произойдет выработка торца вкладыша.
Ротор снабжен бандажами (каппами) из обыкновенной, а не из специальной
немагнитной стали.
Нормальное положение ротора относительно
статора при симметрии магнитных осей показано на рис. 3-5, а. Если имеется
асимметрия осей полей рассеяния лобовых частей обмотки статора и магнитных осей
бандажей ротора относительно оси основного магнитного поля, то ротор при
нагрузке генератора будет передвигаться в одну сторону вследствие взаимодействия
полей рассеяния и бандажей, так как осевое действие полей рассеяния лобовых
частей обмотки сильнее действия основных магнитных полей (рис. 3-5, б).
Чтобы определить качество бандажей, т. е.
установить, магнитные они или немагнитные, к ним подносят магнитную стрелку.
Если стрелка притягивается, значит, бандаж магнитный; в противном случае он
немагнитный.
Для устранения осевого смещения ротора при
нагрузке генератора необходимо передвинуть статор в сторону сдвига ротора, если
бандажи магнитные, и в противоположную сторону, если они немагнитные. Смещение
статора в сторону сдвига ротора, т. е. удаление бандажа ротора от лобовых частей
обмотки статора с одной стороны генератора и сближение их между собой с другой
стороны машины, уравновешивает действие полей рассеяния лобовых частей обмотки
статора на бандажи.
В результате этого ротор занимает некоторое
среднее положение (рис. 3-5, в).
По этому положению нужно установить
подшипники, чтобы не происходило набегания ротора ни на один из них, а осевой
разбег ротора в обе стороны был по возможности одинаковым.
Так как при малейшем сдвиге от этого
среднего положения ротор пойдет дальше по направлению сдвига до упора в торец
вкладыша подшипника (из-за возникновения больших усилий с той стороны, где
расстояние между осями лобовых частей и бандажа становится меньше), то осевой
разбег ротора следует сделать по возможности минимальным, учитывая, однако, его
тепловое расширение.
Вследствие указанного выше передвижения статора
нарушается совпадение магнитных осей статора и ротора (рис. 3-5, в), и
при холостом ходе возбужденного генератора может произойти некоторое смещение
ротора в обратном направлении и набегание его на один из подшипников; такое
явление у роторов с магнитными бандажами встречается часто. Если набегание
незначительно, то разбег ротора можно не увеличивать; если же существует
опасение, что набегание ротора может вызвать срабатывание торца вкладыша, то
необходимо подшабрить вкладыш или передвинуть подшипник.
Рис. 3-5. Различные
положения ротора с магнитными бандажами по отношению к статору:
а —
при симметрии
магниткых осей; б — при
асимметрии осей полей рассеяния лобовых частей обмотки статора и магнитных осей
статора и ротора (сильный односторонний сдвиг ротора из-за неправильной
установки статора);
в —
установившееся
положение ротора при асимметрии осей полей рассеяния лобовых частей обмотки
статора и бандажей ротора при предварительно правильной установке статора.
1— магнитная ось бандажей ротора;
2 — ось полей рассеяния лобовых частей обмотки статора;
3 — нажимная плита;
4 — ммагнитная ось статора; 5 — активная сталь статора;
6 /span>— лобовая часть обмотки
статора; 7 — бандаж
ротора; 8 — бочка ротора;
9 — магнитная ось ротора