![]() |
Неисправности электромашин |
![]() |
![]() |
• Обзор сайта • | ![]() |
![]() |
• Электрооборудование • | ![]() |
|
|
4-3-1. Петушки
в коллекторе, хомутики якорей и роторов распаялись; нарушены и другие лайки в
обмотках.
A.
Пайка была выполнена недоброкачественно.
Произвести
перепайку,проверив ее
качество .
Б.
Был выбран неподходящий припой — слишком легкоплавкий для
данного режима пуска или работы машины.
Для пайки петушков рекомендуется применять
оловянистые припои ПОС-30, ПОС-40 и ПОС-60 (цифры указывают процентное
содержание олова).
Следует отметить, что чем выше содержание
олова в припое, тем он легче проникает в зазоры между спаиваемыми поверхностями,
но зато температура расплавления его понижается.
Если пайки хомутиков и пайки в обмотках
оказываются недостаточно теплостойкими при тяжелом режиме работы, заменить
оловянистый припой широко применяемыми в ремонтной практике серебросодержащими
припоями (ГОСТ 19738—74) марок ПСрЗКд на основе кадмия или ПСр2,5 на основе
свинца с соответствующим содержанием серебра 3 и 2,5 % и температурами конца
плавления 342 и 300 °С.
Для пайки обмоток крупных машин, а именно
катушек роторов синхронных машин, стержней короткозам-киутых обмоток асинхронных
машин, пусковых (демпферных) обмоток синхронных машин, можно применять также и
серебряные припои с более высоким содержанием серебра, например ПСр15 (ГОСТ
19738—74), а при восстановительном ремонте соединений, подверженных в процессе
эксплуатации очень высоким нагрузкам на растяжение или излом (что и
подтверждается разрушением этих соединений), может оказаться целесообразным и
использование припоя ПСр45 с температурой конца плавления 730 °С.
B.
Слишком велика плотность тока в месте пайки петушков или хомутиков.
Увеличить ширину петушков или длину
хомутиков.
4-3-2.
Распаялись кабельные наконечники, междукатушечные соединения.
А.
См. п. 4-3-1, А.
Б.
Был использован слишком легкоплавкий припой.
Пайку оловянистым припоем заменить пайкой
серебросодержащим припоем (см. п. 4-3-1, Б) или контактной сваркой.
4-3-3.
Распаялись проволочные бандажи.
A.
См. п. 4-3-1, А.
Б.
Был использован слишком легкоплавкий припой.
Заменить его более тугоплавким припоем
(наиболее подходящим является припой ПОС-30 или ПСрЗКд).
B.
Слишком велики потери в бандажах из-за вихревых токов и гистерезиса.
Увеличенные потери в бандажах появляются из-за пропайки бандажей по всей ширине,
что создает наилучший контакт между рядом лежащими проволоками. В бандажах
асинхронных двигателей наибольшие потери имеют место при пуске двигателя и при
его длительной работе с большим скольжением (при малой частоте вращения). В
машинах постоянного тока наибольшие потерн наблюдаются при больших частотах
вращения.
Производить пайку бандажей не по всей
ширине, а лишь у скрепок (в небыстроходных машинах). Разделить широкие бандажи
на два более узких с половинным числом витков в каждом. Между слоями
многослойных бандажей (применяются в быстроходных машинах) проложить
изолирующую асбестовую прокладку.
Г.
Бандажные держатели неправильно размещены между соседними бандажами
(рис. 4-1, а), что
выражается в установке их на расстоянии полюсного деления т; в результате такой
установки держателей в образующемся контуре а — б — г — в будет
индуктироваться переменная ЭДС и будет протекать переменный ток. Подобное
явление, но в менее выраженной форме может иметь место при такой же
неправильной установке бандажных скрепок (рис. 4-1, б), если бандаж пропаян
только у скрепок, а не по всей его длине.
Установить бандажные держатели и скрепки на
расстояние двойного полюсного деления, если это окажется допустимым с точки
зрения обеспечения надежности бандажа.
Наиболее радикальным способом исключения
возможности возникновения дефектов, связанных с распайкой бандажей и
приведенных в п. 4-3-3, А — Г, является замена проволочных бандажей на выпечные
бандажн из стекловолокнистых лент марок ЛСБ-В и ЛСБ-F
(ТУ6-11 -22-76). Разрушающее
напряжение при растяжении при нормальной температуре 800—900 МПа, а при рабочей
температуре (для лент классов В и
F) 500—600 МПа.
В настоящее время в эксплуатации почти нет
якорей крупных машин постоянного тока и фазных роторов асинхронных двигателей с
номинальной частотой вращения до 1500 об/мин, у которых замена проволочных
бандажей на бандажи из стекловалокнистых лент была бы конструктивно невозможна
или нецелесообразна.
Для выполнения этой работы или ее
технической подготовки следует обратиться в конструкторскую службу завода по
данному профилю электрических машин или в специализированную ремонтную
организацию.
4-3-4. Сильно
перегреты контакты на зажимах машины, что грозит распайкой кабельных
наконечников.
А.
Гайки контактных болтов недостаточно затянуты.
Подтянуть гайки.
Б.
Мало сечение контактных болтов.
Увеличить сечение контактных болтов с тем,
чтобы была обеспечена необходимая сила сжатия контактов; диаметр болта в
миллиметрах должен быть не менее
√I
,
где
I — сила тока в
амперах.