![]() |
Неисправности электромашин |
![]() |
![]() |
• Обзор сайта • | ![]() |
![]() |
• Электрооборудование • | ![]() |
|
|
2-7-1. Двигатель не идет в ход.
2-7-5. Двигатель с фазным ротором идет в ход при разомкнутой цепи ротора.
2-7-8. При номинальной нагрузке двигатель вращается с частотой» не достигающей номинальной.
2-7-1. Двигатель не идет в ход.
Отсутствует ток в статоре, что может быть из-за перегорания предохранителей или
выключения неисправного автоматического выключателя.
Поставить новые предохранители; исправить
автоматический выключатель.
2-7-2. Двигатель не идет в ход, при разворачивании от руки работает толчками и
ненормально гудит; в одной фазе статора нет тока.
Обрыв в одной фазе сети или внутренний обрыв в обмотке статора при соединении
фаз звездой
(явления,
происходящие в двигателе при внутреннем обрыве обмотки статора и соединении фаз
треугольником, описаны в п. 2-7-11).
Если обрыв фазы происходит во время работы
двигателя, то последний может продолжать работать с номинальным вращающим
моментом, но частота вращения при этом сильно понижается, а сила тока настолько
увеличивается, что при отсутствии надлежащей максимальной защиты может
перегореть обмотка статора или ротора.
Проверить вольтметром напряжение на зажимах
статора. Если имеется обрыв в одной фазе сети или напряжение во всех трех фазах
несимметрично (например, в случае перегорания предохранителя или обрыва в одной
фазе первичной обмотки трансформатора), то устранить неисправность сети. Если
сеть исправна, то имеется обрыв в обмотке статора .
2-7-3. Двигатель не идет в ход, несмотря на то, что напряжение на зажимах
статора номинальное, а сила тока во всех трех фазах статора одинакова; все три
напряжения на кольцах, измеренные при неподвижном разомкнутом роторе, равны
(при двухфазном
роторе два напряжения между средним и крайними кольцами равны между собой, а
напряжение между двумя крайними кольцами больше первых двух в 1,4 раза).
А.
Обрыв в двух (или в трех) фазах пускового реостата или в соединительных
проводах между ротором и пусковым реостатом.
Отыскать при помощи мегомметра или
контрольной лампы место обрыва и исправить (см. приложение 8).
Б.
Сильное одностороннее притяжение ротора к статору из-за большой разработки
вкладышей подшипников, смещения подшипниковых щитов или подшипниковых стояков.
2-7-4. При включении двигателя в сеть ротор не вращается — «прилипает»;
выведенный из такого состояния, он самостоятельно разворачивается и продолжает
нормально работать. Такое явление наблюдается главным образом в короткозамкнутых
двигателях.
Неудачно выбраны числа пазов статора и ротора.
Особенно сильно проявляется «прилипание» при равенстве
чисел пазов статора и ротора. Неудачное соотношение чисел зубцов ведет к резкому
снижению начального момента двигателя. См. сноску в п. 2-7-7.
Установить ротор, имеющий иное число пазов. Чтобы
избежать явления «прилипания» и «застревания» (см. п. 2-7-7),
заводы-изготовители применяют также скашивание пазов ротора по отношению к
пазам статора, т. е. располагают пазы ротора под небольшим углом к оси вала .
2-7-5. Двигатель с фазным ротором идет в ход при разомкнутой цепи ротора.
Короткое замыкание в роторе.
См. п. 2-5-3.
Следует отметить, что иногда двигатель идет в ход и при исправной обмотке ротора
от вращающего момента, развиваемого от гистерезиса и вихревых токов, а также при
наличии широких бандажей на роторе. Вращающий момент двигателя при этом очень
мал. В этом случае ничего предпринимать не нужно, так как двигатель вполне
исправен.
2-7-6. Двигатель с короткозамкнутым ротором
хорошо идет в ход без нагрузки, с нагрузкой в ход не идет.
Нагрузка при пуске велика.
Уменьшить нагрузку при пуске.
2-7-7. Двигатель с короткозамкнутым ротором
не достигает нормальной частоты вращения, а «застревает» и начинает устойчиво
работать при низкой частоте вращения, которая в несколько раз меньше номинальной
(составляет 1/7,
1/11, 1/13
и т. д. номинальной; знаменатели дробей представляют собой нечетные числа, не
делящиеся на 3). Чаще всего это происходит при частоте вращения, составляющей
1/7
номинальной. Однако если ротор принудительно привести
во вращение с частотой, превышающей указанное значение, то он разворачивается до
номинальной частоты вращения и продолжает нормально работать.
Отклонение формы кривой распределения магнитной индукции в зазоре от синусоиды.
Основной
причиной этих отклонений является неправильное сочетание чисел пазов статора и
ротора для данного числа полюсов. При этом в кривой магнитной индукции
появляются так называемые высшие гармоники индукции 5, 7, 11, 13-го и т.д.
порядка (несинусоидальную кривую можно представить состоящей из основной
синусоиды — первого порядка и синусоид высшего порядка, имеющих частоты, в 5, 7,
11 и т. д. раз превышающие основную). Указанные гармоники создают поля,
вращающиеся в пространстве с частотой вращения, меньшей (в 5, 7, 11 и т.д. раз),
чем частота вращения магнитного поля от основной гармоники. Вращающие моменты,
создаваемые высшими гармониками, искажая форму кривой момента, могут оказать
тормозящее действие на двигатель при его разгоне.
На рис. 2-1 показана кривая 1 изменения
вращающего момента двигателя при наличии 7-й гармоники индукции; в кривой
появляется провал. Бели величина этого провала настолько велика, что пусковой
вращающий момент Мпуск, развиваемый двигателем, окажется
недостаточным для преодоления статического момента нагрузки Мст в
процессе разгона, то, достигнув точки а, двигатель начнет устойчиво работать с
частотой вращения, примерно равной 1/7 номинальной.
Кривая 2 на рис. 2-1 соответствует
нормальному вращающему моменту, когда отсутствуют высшие гармоники
в кривой магнитной индукции.
Заменить ротор другим либо устранить 7-ю
гармонику индукции, перемотав обмотку статора, для чего применить двухслойную
обмотку с сокращенным шагом (порядка 6/7). Кривая 3 соответствует
моменту 7-й гармоники индукции.
2-7-8. При
номинальной нагрузке двигатель вращается с частотой» не достигающей номинальной.
A.
Напряжение
на зажимах двигателя понижено.
Повысить напряжение до номинального или,
если это невозможно, уменьшить нагрузку во избежание перегрева двигателя.
Б.
Плохой
контакт в цепи ротора.
См. п. 2-5-2.
B.
Велико
сопротивление в цепи ротора (длинные или тонкие провода между ротором и
пусковым реостатом, невыведенный или неисправный реостат и т. п.).
Увеличить сечение проводов; исправить
реостат; перенести пусковой реостат ближе к двигателю.
Г.
Обмотка
статора вместо треугольника соединена звездой.
Соединить обмотку статора треугольником.
2-7-9.
Частота вращения ротора ниже номинальной и сильно колеблется даже при
небольшой нагрузке двигателя; ток в статоре сильно пульсирует.
Плохой контакт
в цепи ротора.
См. п. 2-5-2.
2-7-10. Двигатель работает устойчиво при половинной номинальной частоте
вращения и сильно гудит, особенно при пуске. Будучи развернут до номинальной
частоты вращения, он продолжает работать нормально, но при повышении нагрузки
частота вращения вновь падает до половины номинальной.
Обрыв в одной
фазе ротора.
Обрыв может быть в обмотке
ротора, в щеточном аппарате, в пусковом реостате
или в соединениях между
ротором и пусковым реостатом.
Определить при помощи мегомметра или
контрольной лампы место обрыва и устранить его .
2-7-11. Двигатель хорошо идет в
ход и хорошо работает с номинальной нагрузкой, но сила тока
в фазах различна (в
одной фазе на 73 %
больше, чем в двух других фазах)
и частота вращения ротора ниже номинальной. Обмотка одной фазы статора остается
холодной.
Внутренний
обрыв в одной фазе обмотки статора при соединении фаз треугольником.
Вследствие
этого получается открытый треугольник и двигатель хорошо идет в ход. Но так как
работают только две фазы, то мощность двигателя понижается на 1/3. Нагревание двигателя
при этом зависит от нагрузки и может остаться
в пределах нормы (явления, происходящие в двигателе при
внутреннем обрыве обмотки статора и соединении фаз звездой см.
в п. 2-7-2).
Найти место обрыва ; если оно внутри
катушки, то заменить последнюю новой или перемотать ее.
2-7-12. Двигатель плохо идет в
ход и сильно гудит; сила тока во всех трех фазах различна и при холостом ходе
двигателя превышает номинальную.
А.
Одна фаза обмотки статора
«перевернута»
(рис. 2-2 и 2-3). Это большей частью случается у двигателей,
имеющих шесть выводов обмотки; причина — неправильное соединение между собой
выводов на доске зажимов или неправильная маркировка выводов.
Сделать соединения выводов на доске зажимов
согласно схеме соединения, приложенной к двигателю, а при отсутствии ее — по
буквенным обозначениям выводов обмотки, руководствуясь нормальной схемой.
Б. Переключатель неправильно соединен с
двигателем.
Это может быть у двигателей с короткозамкнутым ротором, пуск
которых производится переключением обмотки статора со звезды на треугольник
посредством специального переключателя.
Проверить и правильно соединить
переключатель с двигателем.