![]() |
Электрические машины постоянного тока |
![]() |
![]() |
• Обзор сайта • | ![]() |
![]() |
• Электротехника • | ![]() |
|
|
При холостом ходе машины независимо от режима работы генератором или
электродвигателем ток в якоре IЯ
или равен нулю, или очень мал. В этом случае магнитный поток ее ФB
создается только магнитодвижущей силой
FB и замыкается через
якорь вдоль полюсов и станины.
На рис. 4-12 этот поток показан направленным сверху вниз (от
полюса N к полюсу
S ),
В проводах якоря нагруженной машины устанавливается ток IЯ,
который при генераторном режиме (рис. 4-12) направлен в одну
сторону с э. д. с, определенной по правилу правой руки.
Тогда м. д. с. якоря FЯ создает свой магнитный поток ФЯ, замыкающийся через якорь, воздушный зазор и полюсные наконечники. Если по отношению к направлению вращения считать левый край полюсного наконечника как бы набегающим на поверхность якоря, а правый — сбегающим, то можно заметить, что набегающий край полюса размагничивается поперечным потоком якоря, а сбегающий намагничивается. Картина перераспределения магнитной индукции Bδ в воздушном зазоре для этого случая показана на рис. 4-13.
Результирующий поток машины Ф
сдвигается в направлении вращения якоря; в ту же сторону смещается и нейтраль
машины, называемая в отличие от геометрической — физической
нейтралью.
В результате насыщения стали размагничивающее действие поперечного потока
на набегающем краю полюса больше, чем намагничивающее на сбегающем краю, и
магнитный поток машины уменьшается (Ф
< ФB).
Влияние м. д. с. якоря на величину магнитного потока машины при
нагрузке называется реакцией якоря.
При работе машины электродвигателем ток в якоре (рис.4-12)
направлен навстречу э. д. с, якорь вращается в обратную сторону и поперечная
реакция якоря смещает результирующий поток Ф
и физическую нейтраль против направления вращения якоря.