ЭЛЕКТРОСПЕЦ
ЭЛЕКТРОСПЕЦ

Автотрансформаторы

Автотрансформатором называется трансформатор, у которого часть обмотки принадлежит одновременно двум цепям, первичной и вторичной (рис. 9-14).
Применение автотрансформатора выгодно в том случае, когда коэффициент трансформации
 k < 1,25 2. Автотрансформаторы применяются для связи высоковольтных сетей 500 и 220 кВ, пуска асинхронных и синхронных электродвигателей, как делители напряжения в лабораториях и др.
Автотрансформатор работает следующим образом. При питании первичной обмотки AX от сети переменного тока (рис. 9-14, а) в сердечнике возбуждается магнитный поток, наводящий в ней противо-э. д. с. E1. На участке ax, являющемся вторичной цепью, устанавливается напряжение, пропорциональное числу его витков. Ток вторичной цепи I2 проходит на участке ax, а ток первичной цепи I1 по всей обмотке AX. Таким образом, при встречных направлениях первичного и вторичного токов на части обмотки ax проходит разность токов Iax = I1 I2 что позволяет взять меньшее сечение провода этой обмотки.
Автотрансформатор, показанный на рис. 9-14, а, понижающий, так как w1 > w2. Если подать напряжение U1 на зажимы ax, он будет повышающим w1 < w2.
На рис. 9-14,6 показан трехфазный понижающий автотрансформатор.
Существуют автотрансформаторы с изменяющимся коэффициентом трансформации
(рис. 9-14, в), которые позволяют плавно регулировать напряжение от нуля-до 1,1U.

Дополнительные выводы у первичной обмотки позволяют подключать трансформатор к сети напряжением 127 и 220 В. В них контактный ролик-зажим X катится по оголенной от изоляции внешней первичной обмотке, что позволяет плавно регулировать вторичное напряжение с интервалами менее 1 В.
Основной недостаток всех автотрансформаторов в том, что обмотки BН и НH электрически связаны. При высоком напряжении коэффициент трансформации берут меньше 2—2,5, так - как изоляция вторичной цепи относительно земли должна быть такая же, как первичной.
Достоинством автотрансформатора является меньший расход металла (медь) на устройство обмоток, меньшие в них потери на нагревание и, следовательно, более высокий к. п. д. по сравнению с обычным трансформатором.